Популярная Медицинская Энциклопедия 294

Г. оказывает влияние на все психическое развитие ребенка, а также частично н на физическое. Отсутствие или глубокое нарушение слуха затрудняет его ориентировку в окружающей обстановке, что проявляется в нек-рых внешних особенностях поведения глухонемого ребенка (шумы, сопровождающие дыхание и прием пищи; шаркающая походка; необычные голосовые реакции, сопутствующие физическому усилию или какому-либо эмоциональному состоянию, и т. п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухонемого.

Если глухонемой лишен возможности мыслить на основе словесной речи, то в его распоряжении все же остаются наглядные образы, представления, связанные с восприятием внешнего мира с помощью органов зрения, осязания, вкуса и обоняния. Эти образы, представления в сочетании с мимико-жестикуляторными средствами служат той базой, благодаря к-рой осуществляется мышление глухонемых, не обученных словесной речи. Однако мимико-жестикуляторные средства (рис.) пригодны для общения лишь с узким кругом людей, к-рые с ними знакомы. Усвоение глухонемыми детьми

Ручная азбука для глухонемых.

словесной речи как в более доступном им письменном виде, в виде дактилологии, так и в виде устного слова достигается специальными методами обучения, для чего используются зрение, тактильно-вибрационные и мышечные ощущения ребенка, а также сохранившиеся у него остатки слуха. Ребенок может видеть артикуляцию педагога, ощущать рукой, выдыхаемый воздух, вибрацию груди, щек, носа; при остатках слуха он может слышать голос, даже различать нек-рые звуки речи (гласные и согласные — Р, Ш). Все это служит основой для подражания ребенка учителю и для его самоконтроля. В качестве пособий применяются зеркало, звукоусиливающая аппаратура и различного типа устройства, преобразующие звучащую речь в оптические или механические сигналы (вспышка лампочки, появление на экране светящихся фигур различной формы, возникновение колебаний мембраны вибратора и т. п.) и др. Особые упражнения применяются для выработки у детей навыков зрительного восприятия устной речи чтением с губ.



Начало: Страница 151.
Предыдущая: Страница 293.
Следующая: Страница 295.
 
(495) 518-91-18, (4967) 58-31-99
info@ammapharm.ru
© ООО "Амма" 2007
Разработка и внедрение 1С:Предприятие